Из истории профессии ткача



Из истории профессии ткача -
одной из самых востребованных профессий в районе Филимоново

      В неверном красном свете дымных факелов археологи, проникшие во внутренние ходы египетских пирамид, увидали настенные рисунки и иероглифы - свидетельства одной из самых древних культур на земле. Когда взгляду человека открылось внутреннее убранство египетских пирамид, он был потрясён. Люди, изображённые на древнеегипетских рисунках, жившие за много веков и тысячелетий до возникновения мифов Древней Эллады, были облачены в ткань! Оказывается, уже тогда к числу первых ремёсел относилось ткачество - очень сложный и хитроумный вид деятельности. На рисунках археологи увидели изображения людей в одеждах. Не из шкур, не из пальмовых листьев - из материй, изготовленных ловкими руками ткачей, постигших тайну переплетения нитей, в результате которого возникает материя.

      Несколько десятилетий назад археологи раскопали в окрестностях села Костёнки под Воронежем стоянку первобытного человека. Находки под Костёнками стали большим событием в научном мире. Было обнаружено много орудий труда древних людей: каменные топоры, скребки, зубила и...веретена. Веретено - простейшее приспособление для скручивания нити, прядения. Почти неизменным - благодаря чрезвычайно удачной и простой конструкции - оно прошло через века и тысячелетия. Веретено помогло человеку создавать нить в больших количествах для домашних нужд ещё тогда, когда водились мамонты. Процесс усовершенствования веретена привел к созданию прядильных машин. Но во времени этот процесс растянулся надолго. Первые попытки сделать веретено более скоростным и удобным были сделаны в тринадцатом веке. Их авторами стали люди, намного опередившие по уровню мышления своё время. Таким человеком был, например, великий итальянский мыслитель и художник Леонардо да Винчи, оставивший человечеству непревзойдённые шедевры в области живописи, скульптуры, архитектуры. Леонардо думал над усовершенствованием веретена. Что же предложил великий итальянец? В его чертежах есть самопрялка, где веретено вращает не человеческая рука, как было всегда, а специальное колесо с приводом. Но это случилось в эпоху Возрождения, а до того самые лучшие и самые грубые ткани создавались вручную, без особых технических усовершенствований, если,не считать раму, на которую натягивались продольные и поперечные нити (ткацкая рама). Именно так были созданы драгоценные материи, которые египетский фараон Амасис II, согласно папирусу из его пирамиды, подарил спартанской царице. Они были вытканы из хлопка и золотых нитей.

Замечательным мастерством изготовления материи славилась народность, населявшая в пятом веке до нашей эры север Индии. Шелковый кокон и искусство создавать ткань из нитей этого кокона превратили Китай в богатейшую страну древнего мира. Китайцы держали в тайне способы шелкопрядильного и шелкоткацкого ремесел, они долгое время были единственными в мире производителями шелка. Он считался, в связи с этим, драгоценностью. Даже в средние века многие завоевательные походы в Поднебесную империю были продиктованы желанием обладать драгоценными шелковыми материями. Монгольские орды Чингисхана и Батыя среди главных трофеев вывозили из Китая шелк.

      В европейские страны текстильное дело пришло значительно позднее. Ещё за два века до нашей эры греки покупали хлопчатобумажные ткани у индийских купцов. Так же поступали и древние римляне. Дорогие туники знатных римлян - это труд безвестных ткачей, населявших долины Ганга и Брахмапутры. Но не только индийскую прописку имела ткань в Греции и Риме. Ручные ткацкие механизмы работали в обширных мастерских, где трудились рабы Рима. Ткацкая рама этих станков стояла вертикально. Впервые изменилось расположение ткацкой рамы в эпоху развития ремесленного производства, и предложил такую компоновку Леонардо да Винчи. Резко увеличилась скорость ткачества.

      Ломка феодальных отношений во многих странах, эпоха великих географических открытий, возникновение в ряде государств капиталистической мануфактуры (прежде всего в Англии) сопровождались текстильным бумом. Апогея этот бум достиг в Англии в последней трети восемнадцатого века, когда появились «рабочие машины» для ткачества, возникли фабрики с сотнями и тысячами работников.

      .. .Но перед их появлением в Англии произошло значительное, с точки зрения развития технической мысли, событие. В 1733 году суконщик Джон Кей изобрёл челнок -главную деталь будущей ткацкой машины. Что же такое челнок? Чтобы протянуть в ткани поперечную нить (уточную), её протаскивали через продольную вручную. Вместо ручного протаскивания Кей предложил использовать для этой цели специальное механическое приспособление - челнок, то есть деталь, несущую нить и двигающуюся по специальной направляющей дорожке без участия рук человека. В результате снабжения ткацкого станка челноком производительность работы ткача удвоилась. «В лето 1466 года волгарь, русский купец Афанасий Никитин отправился в своё легендарное хождение за три моря». С этого события начинается рассказ о биографии русского текстильного дела. Среди товаров, которые вез Никитин, за тридцать лет до Васко да Гамы добравшийся до Индии, был текстиль - льняные русские ткани и канаты. До девятнадцатого века Россия, одна из крупнейших производителей текстиля, отдавала предпочтение своему исконно русскому льну, замечательному сырью для изготовления полотна. Чего только ни ткали на Руси изо льна и пеньки! В какие только края не завозили торговые люди холсты и яригу, пестрядь и скатерти!

      Торговые пути «русских гостей» - купцов пролегли не только в дальнюю Индию, но и в страны и города соседние: в Бухару, в Самарканд. Именно из Средней Азии с одним из караванов приехал в нашу страну хлопок и вступил в «конкурентную борьбу» со льном. Лен отступает, а хлопок уверенно выходит на первое место. В конце восемнадцатого века возникает в России ситцевое производство. В Москве группировались ведущие текстильные предприятия России. В условиях жесточайшей эксплуатации - и в крепостной период, и в годы становления капитализма - сохранял русский ткач веру в будущее ремесло, честно и достойно служил ему, старался принести посильную пользу родине.

      А теперь, вглядываясь в будущее, попробуем представить текстильную фабрику завтрашнего дня, предприятия будущего. На окраине города, в живописной местности у реки или на лесной опушке стоит изящное стеклянное здание, гармонично вписывающееся в зелень листвы и голубизну неба. Широкая автострада и рядом с ней -ветка скоростной железной дороги, по которой спешат электрические поезда. Вот один из поездов сбавил ход, бесшумно разошлись створки металлических ворот, и поезд - в его вагонах волокно, прибывшее с хлопковых плантаций, - въехал в заводской двор.

      Движущийся транспортёр с хлопком въезжает в склад, где сырьё автоматически распределяется по зонам назначения. Войдём в ткацкий цех. Почти абсолютная тишина, только из динамиков льётся приглушённая музыка. Сами же станки стали почти вдвое меньше размером, они изготовлены из пластмасс, снабжены записывающей аппаратурой и регуляторами температуры и влажности. Ткач уже не столько занимается ткачеством, сколько контролем режима работы своего станка. В цехе уютно, как дома: мягкий ровный свет, роспись стен и потолка, синтетический ковёр на полу, цветные витражи окон. Тут и там в цехе мониторы компьютеров - связь с центральным диспетчерским пунктом. Маленькие экраны - цветовое табло над каждым станком. Табло постоянно сообщают ткачу, сколько метров ткани выработано на данную секунду. Ткач будущего - это управляющий станками, человек, прекрасно владеющий сложной электронной техникой, человек с развитым эстетическим вкусом.

      Вот на этом и заканчивается наше путешествие в мир одной из старейших профессий в мире.


Разработчик сайта: Барс
5-320-300

Hosted by uCoz